Тестирование процессора в играх.
Наступил 2022 года, выходят новые процессоры с большим количеством ядер. Первыми тренд многоядерных ЦПУ задала компания AMD выпустив на рынок свои Тридриперы и Ryzen 3900 серии c 12 ядрами и 24 потоками. Потом Intel со своими Coffee Lake переработали микроархитектуру и добавили два ядра обычным процессорам, причём экспериментировали с семейством: то убирали hyper threading и добавляли ядра (как в случае с процессорами i7 8700 и i7 9700, то теперь и вовсе переосмыслили всю свою продукцию на счёт количества ядер и потоков. Семейство Comet Lake сдвинет наименования типов процессоров немного назад, относительно количеству ядер: i3 будут иметь 4 ядра и 8 потоков, как когда-то i7 до семейства Kaby Lake, i7 все будут восьмиядерными с технологией hyper threading, и появятся модели i9 с 10 ядрами и 20 потоками. Гонка вооружений на глаза, но в современных реалиях так ли нужны потребителям такие многоядерные процессоры? Достаточно ли сейчас четырёх ядер для игр? Ведь не многие побежали в магазины менять свои устаревшие платформы на те же народные AMD Ryzen 2600 или i5 9400F. Стоит ли вообще обновляться, но новое поколение процессоров Intel Comet Lake или на Ryzen 3900?
Начнём с того, что обратимся к статистике Steam, которая своими истоками идёт от сбора информации о конфигурациях ПК пользователей. Мы увидим, что больше 51% геймеров до сих пор сидят на четырёхядерных решениях. Хотя на рынке давно уже сменилось три поколения доступных шестиядерных AMD Ryzen, не за горами и четвёртое, в добавок intel c 2017 года предлагает высокопроизводительные игровые многоядерные процессоры. Четверть пользователей Steam используют двухядерные CPU, что просто удивительно. 17% уже пересели на 6-ти ядерные процессоры, и лишь 4% играют на 8-ядерных.
Предлагаю посмотреть тест игр, в котором используется AMD Ryzen 3900x. Тестирование производят в рамках одной платформы и «камня», отключая ядра, чтобы выяснить сколько же этих самых ядер нужно для игр в 2020 году.
По результатам среднего значения FPS в ряде современных игр можно наблюдать следующее:
- Разрыв между 4 ядрами и 6 очень высокий, особенно в тех играх, чьи движки заточены на многопоточные вычисления, особенно при работе под DirectX 12.
- Разница в FPS между шестиядерными и восьмиядерными процессорами ни столь большая, тем более, делая ставку на соотношение цены к производительности, логичнее не переплачивать за 8 ядер, конечно, если не планируется заниматься видеомонтажом, а на лишнюю сумму купить видеокарту помощнее, либо NVMe SSD какой-нибудь. Не говорю уже про постоянную нехватку объёма ОЗУ при открытом браузере, запущенном OBS для стрима и прочего ПО.
- Разница между 8, 10 и 12 ядрами в играх и подавно крайне мала. Если вы не будете стримить, или записывать летсплеи с обзорами, то 6-8 ядер будет достаточно, опять же всё упирается в бюджет сборки.
- Про разницу производительности в играх между 4 и 12 ядрами, можно сказать только одно — в современных реалиях было бы логичнее смотреть в сторону многоядерных решений, хоть до недавнего времени важным аспектом в выборе процессора была производительность на один поток, но сейчас 4 ядра сильно урезают производительность в современных играх, словно «бутылочное горлышко» в случае связки мощной видеокарты со слабым CPU.
Так как многие, кто сидят на четырёхядерных процах в силу того, что просто в своё время купили игровой системный блок за относительно высокую стоимость, не поспешили обновить платформу. Им хватало комфорта в играх того времени. Теперь же будет веская причина смены платформы, ибо можно пересесть сразу на DDR4 оперативную память, которая сможет раскрыть современные быстрые, а главное многоядерные процессоры, ведь скорость загрузки зависит не только от типа накопителя (HDD, SATA 6G SSD или NSMe PCI-ex4 SSD), установленного в ПК, но и от частоты и пропускной способности памяти.
Если сравнивать топовые игровые четырёхядерные процессоры прошлых поколений с современными даже бюджетными аналогами, то можно заметить наличие многих новых фишек благодаря тому, что появились новые технологии, которые с каждым разом компании производители добавляют к своим продуктам. Взять гибридные процессоры AMSD Ryzen 2200G с интегрированным графическим ядром, созданные для того, чтобы каждый за сравнительно небольшую цену мог бы собрать ПК для каких-то простеньких моба-игр, такие как Dota2, WoT или CS. Движки киберспортивных игр заточены под 2-4 потока, и оптимизированы так, чтобы можно было играть даже на малопроизводительной видеокарте, но если речь заходит про современные AAA-проекты, то не обойтись без хороших процессоров, одни из таких Ryzen 2600 или 3600 (он немного дороже, ибо микроархитектура более продвинутая, выше тактовая частота, и соответственно производительность на один поток), и intel Core i5 9400. Про подобную сборку можно почитать тут.
Влияние многоядерности на производительность в современных играх.
Ребята с сайта Techspot провели исследование влияния количества ядер на производительность с неоднозначными результатами в ходе тестирования. Сравнивались шестиядерные и восьмиядерные Райзены, которые оставляли позади бюджетный Ryzen 3 2200G, Ryzen 5 2400G показывал схожие результаты с Ryzen 5 2600X. Мало того, в ходе тестирования неоднократно упоминается процессор Core i3-8350K, который часто оказывается на равных со стоковым Core i7-7700К.
Неизбежен тот факт, что в ближайшем будущем все актуальные процессоры станут многоядерными, но и четырёхядерные игровые старички, разогнанные до частоты 5ГГц окажутся не хуже многих шестиядерных современных CPU. Подавляющая часть игр в первую очередь хочет получить более высокую тактовую частоту, а потом уже количество ядер.
Ниже приводятся для примера несколько графиков. Здесь логика современных игр проста: если в разрешении 1080р большинству игр нужен более мощный процессор и хорошая видеокарта, то в 2К и тем более 4К всё упирается в неё. Именно поэтому даже примитивный процессор порой не уступает мощному 8-ядерному.
В тестах упоминается медленный процессор, он, как правило, тестируется на той же видеокарте, что и более быстрые решения. Именно в этом заключается ошибка. Владелец Ryzen 3 2200G не станет покупать Radeon RX 5700 ХТ. Зачем, если у него и интегрированное графическое ядро отлично тянет все нужные ему игры. Но ведь техно обзорщики берут на тесты даже не карту от AMD, а настоящего монстра RTX 2080 Ti. Выходит, что нас кормят откровенный ложью, преувеличивая реальное положение вещей.
Есть ли смысл в начале 2022 года обновляться и собирать ПК с многоядерным процессором из тех, что сейчас присутствуют на рынке? С одной стороны, правильнее было бы дождаться Comet Lake от Intel, или DDR5, но опять же вопрос цены тоже остаётся открытым. Тот же самый Ryzen 2600 можно купить в районе 8000 рублей, материнскую плату за 5000 рубелей, быстрый NVMe SSD и пару недорогих модулей DDR4 с частотой 3200МГц. Видеокарту можно использовать от самой бюджетной, начиная с nvidia 1650 или Radeon RX 470 и RX 5500, заканчивая уже более производительными решениями как GTX 1080, RTX 2070 и даже RTX 2080. Именно от монитора и разрешения будет зависеть выбор видеокарты, а шестиядерного процессора с 12 потоками хватит надолго.
Источник: